Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Прокуратура разъясняет

Об ответственности заказчика за ограничение конкуренции через разделение единой закупки на несколько контрактов

| Просмотров: 130

Статьей 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ), ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определено, что заказчику запрещено совершать любые действия, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ действия в обход закона, а также использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции не допускаются.

Конкуренция при осуществлении закупок реализуется через отбор участников закупок для выявления лучших условий выполнения работ.

Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), но только в определенных Федеральным законом № 44-ФЗ случаях. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) согласно ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ носит исключительный характер.

При исполнении бюджетов обеспечение конкуренции в соответствии со ст. 34 Бюджетного кодекса РФ призвано реализовать достижение результатов закупки с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения ее наилучшего результата с использованием определенного бюджетом финансирования (результативности).

В силу положений ч. 2 ст. 24 Федерального закона № 44-ФЗ конкурентными способами определения подрядчика являются: конкурс; аукцион; запрос котировок в электронной форме.

Исчерпывающий перечень случаев для осуществления закупок с единственным поставщиком приведен в ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ, подп. 4 ч. 1 которой предусмотрено, что заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком без конкурентных процедур в случае, если его цена не превышает шестисот тысяч рублей.

Например, применительно к муниципальным библиотечным учреждениям, в соответствии с пп. 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрено заключение контрактов на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, с единственным поставщиком для целей сохранения и популяризации культуры по закупкам малого объема.

Приведенные положения федерального законодательства применяются в случаях, когда одним контрактом возможно достичь цель закупки, реализовать потребность заказчика.

Уход от конкурентных способов определения подрядчика дорогостоящей работы через серию контрактов, последовательно заключенных в течение непродолжительного периода с одним и тем же исполнителем, для достижения единой хозяйственной цели, содержащих идентичные условия, для формального соблюдения требований федерального законодательства следует признать искусственным дроблением закупки (см. постановление Верховного Суда Российской Федерации от 07.10.2019 № 73-АД19-2).

Указанные действия влекут необоснованное сокращение участников закупочных процедур, нарушают права неограниченного числа лиц на допуск к выполнению работ для обеспечения нужд заказчика, а также приводят к оказанию услуг и выполнению работ на основании произвольно установленных цен, а не определенных в соответствии с законом.

За принятие незаконного решения о способе определения подрядчика, в том числе решения о закупке работ для обеспечения муниципальных нужд предусмотрена ответственность по ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Прокуратура Хунзахского района

Республики Дагестан

 

 



Возврат к списку