Аварское ханство
29.09.2015
Аварское ханство
Крупным феодальным государством Среднего Дагестана в XVI-XVII вв. было Аварское ханство, или нуцальство. Как и в раннесредневековой период, его основное ядро составляли селения Хунзахского плато. Главной резиденцией аварских ханов (нуцалов) по-прежнему было селение Хунзах. В ханстве происходило укрепление центральной власти. Устанавливался наследственный принцип ее передачи. При этом претендент на власть не мог быть чанкой.
Усиление центральной власти в Аварии привело к тому, что аварские ханы стали пытаться подчинить своей власти соседние и даже отдаленные от ханства союзы сельских обществ. Воспользовавшись убийством гумбетовского и аргванийского беков из дома Турулавов (родственники хунзахских ханов), аварские правители захватили в XVII в. у эндирейсикх владетелей нижнюю часть «Мичихича» (Чечень-тала, Герменчук-шали, Атака и др.). Они распространили свое влияние и на джаро-белоканских аварцев. Более того, вместе с джаро-белоканскими старшинами они организовали набеги на соседние земли, в частности в Грузию, правители которой старались урегулировать свои отношения с ханством, даже выплачивая плату (дань) аварским владетелям и старшинам граничащих с ними воинственных союзов сельских обществ.
Еще в XV в. были намечены основные направления внешнеполитических акций аварских ханов в пределах Дагестана. Особенно четко они были сформулированы в известном «Завещании Андуника, сына Ибрагима, владетеля Авар… своему племяннику Булач-нуцалу…» Андуник призывал в своем «Завещании…» будущего хана: «О мой племянник, возьми-ка ключи Авар в свои руки: первые ключи – алигиличинцев, вторые – джунгутаевских владетелей, третьи ключи – гумбетовских владетелей, четвертые – владетелей Анди, пятые – каратинцев, шестые - бактлухинцев, седьмые – хучадинцев и Семиземелья. Если ты возьмешь указанные ключи, то соль, мед, виноград, железо, рыба и остальное все, в чем человек нуждается – у тебя и в твоем распоряжении. А иначе все от тебя и от твоего народа отторгнется. Затем обрати внимание на границы земель, которыми владели твои предки, и управляй так, как они управляли». И тут же он пишет о границах Аварского ханства. «Первая граница со стороны запада – это Миясу-гатян (буквально «часовня Миясу» - недалеко от Ботлиха, в сторону Агвали), вторая – со стороны востока, из середины аула Гоцатль, третья – со стороны юга, от Хучада до Голотлинского моста, четвертая – со стороны севера от Салагоры до Таргу… Мой племянник, постарайся преодолеть эти границы и не уступи чужому даже пяди своей земли…».
Преодолевая сопротивление малочисленных сельских обществ, аварским ханам в XVI-XVII вв. удалось занять территорию багулалцев, чамалалцев, тиндинов и др. Как отмечено в исторической литературе, очевидно, туда были переселены авароязычные жители компактно расположенных селений Саситль, Сильда, Гако, Тидиб и др.
Эти общества известны под названием Ункратль, что значит «четыре земли». Существует мнение, что земли эти были захвачены аварскими ханами и там поселился один из членов ханского дома по имени Аликилич, от которого, вероятно, и пошло название алигиличинцев в «Завещании Андуника».
Укрепление центральной ханской власти и развитие феодальных отношений в Аварском ханстве нашло четкое отражение в «Кодексе законов» Умма-хана, датируемом первой третью XVIII в. «Кодекс» содержит статьи, регулирующие имущественные, семейно-бытовые, земельные, административно-управленческие отношения. В нем прослеживается стремление защитить частную собственность, права феодальной знати, а также положить конец самоуправству отдельных лиц, а именно – захвату чужого имущества (должника). Только по разрешению администрации допускался захват чужого имущества (ишкиль) до удовлетворения должником претензий истца.
Имеются в «Кодексе» и статьи, направленные на ограничение обычая кровной мести, сводя вопросы примирения убийцы с родственниками убитого к имущественной компенсации (дияту). Содержатся в этом сборнике и статьи, регулирующие взаимоотношения между разными социальными слоями общества. «Кодекс законов» Умма-хана – это интересный памятник истории государства и права народов Дагестана, поскольку многие его статьи находили свое отражение в нормах обычного права соседних с Аварским ханством союзов сельских обществ.
В документах конца XVI – начала XVII в. упоминается удельное владение «Черная земля». Его владетеля документы называют «черным князем» Известно даже, что сын «черного князя» Гелей в Терском городе дал присягу «за своего отца и брата за Нуцалова сына Канбулака и за весь свой род и за Оварскую и за Черную землю». «Черная земля» находилась» на расстоянии одного дня пути» от Аварского ханства в сторону Грузии. Владетелем этого удела был брат аварского нуцала. В более поздних источниках каких-либо сведений о «Черной земле» нет. Возможно, в ходе централизации Аварского ханства это государство было присоединено к нему.
Аварские ханы принимали активное участие в политических событиях, так или иначе затрагивающих Дагестан. В частности, их отряды содействовали отражению царских войск, захвативших в 1594 г. и 1604-1605 гг. аул Эндирей. Такая активность аварского хана объяснялась родственными связями с Султаном-Махмудом эндирейским. В 1629-1630 гг., когда усилился натиск иранских шахов на Дагестан, правитель Аварии изменил политическую ориентацию, выразив в письменной форме свою готовность присягнуть на верность России. Он писал в грамоте к терским воеводам, что он ставленника шаха Сефи I на Северном Кавказе Шагин-Гирея «вам и нам добра не чаять», т.е. не видать.
Территория ханства была густо заселена издревле, и население его достигало не менее 100 тысяч человек, поскольку даже в «Завещании Андуника», датируемом 1485 г., сказано о 40 тысячах воинах нуцала.
Аварское ханство населяли главным образом аварцы. В этническом отношении это государство было наиболее однородным. Оно находилось в одной горной зоне, почему жители и называли себя маарулал – горцами.
Источник: НИРА "Аксакал"
Дата изменения: 08.03.2021 20:10