Нуцальство в средние века
20.08.2015
Нуцальство в средние века
О нуцальстве известно по исторической хронике и фольклоре. Известно, что ещё до нашествия арабов на территорию Дагестана, на Хунзахском плато сложилось крупное княжество с титулом нуцал и резиденцией в Тануси. Тануси делилось на две части: Тар-нус, то есть верхний Нус, и Горт-нус. Оба поселения находились недалеко друг от друга и, по преданию, были соединены сигнальной цепью с колоколом, которая тянулась до горы Акара, что над Хунзахом возвышается. Вдоль сигнальной цепи было выстроено несколько сторожевых башен. Семейство караула, наблюдательных пунктов было освобождено от всяких податей и повинностей. Возможно, что это государственное образование было подчинено Сериру.
В родословной аварских нуцалов в исторической хронике Мухаммеда Рафи «Тарихи Дагестан» первым в длинном перечне предков хана Саратана назван Ар скан (возможно Арусхан, Арасхан, Урусхан(последнее буквально переводиться как «Русский хан»). Там же: «Султаны Авара, которые из рода султанов урус … этот владыка получал доходы с зависимых владык, владений, земель и жителей всего Дагестана, от вилайата Чаркас до города Шамах». Опять же «урус» с аварского можно перевести как «русский». Также писарь Имама Шамиля Хаджи али Нахибаши из с. Чох, указывал, что хунзахские правители — это пришельцы с Севера из племени «руссов». В хронике «История Ирхана», говорится, что Хазары и Авары упомянуты как «чистые русы», что подтверждает версию о том, что по сути это один и тот же народ. Если Саратан жил в первой половине XIII века, то его предок Урусхан попадает на VII век, в период до Арабского вторжения.
Последнее упоминание о Серире относиться к 1067 году. Серир начал распадаться вследствие противостояния и внутренних войн между жителями христианами, иудеями, язычниками и мусульманами. В XI веке от Серира откалываются его западные земли (современные Ботлихский, Цумадинский и Ахвахский районы), которые образуются в Андийское владение. По данным Е. М. Шиллинга «вся территория по левому берегу Андийского Койсу рассматривается как принадлежащая ЖъугьутIхану (дословно „Еврейский хан“), а правобережные земли — Суракату Аварскому». М. А. Агларов отмечает, что это предание носит название «О 1000 всадниках на белых конях, войске ДжугьутI-хана». «Согласно историческим преданиям андийского долинного селения Муни, — пишет М. А. Агларов, — здесь некогда существовало обширное государство, во главе которого стоял Жъугьут-хан. Его земли простирались в горах до Хунзахского плато, в плоскости ниже по течению Дангъиза (Андийское Койсу) и до Харачоя. Верхнеандийские села тогда подчинялись Жъугьут-хану. Он мог собрать войско в 1000 всадников на белых конях. Башня, что ныне высится напротив села, построена также Жъугьут-ханом». Возможно, что еврейская знать, бежавшая из Хазарии после её разгрома, поселилась в Серире, а после её распада утвердила за собой западный Серир. На территории Серира образовалось несколько вольных обществ, а на территории нынешнего Хунзахского района образовалось Аварское нуцальство.
Таким образом в конце XI века на территории бывшего Серира возникло несколько государственных образований: Андийское владение, Хунзахское нуцальство и множество вольных обществ.
Нуцальство в эпоху Монголо-Татар
В середине XIII века нуцалом был Суракат. В годы его правления произошло вторжение Монголо-Татар на территорию Дагестана. Мухаммед Рафи пишет о заключённом союзе между монголами и аварцами — «такой союз был основан на дружбе, согласии и братстве», — подкреплённом к тому же и узами династических браков. По мнению современного исследователя Мурада Магомедова, правители Золотой Орды способствовали расширению границ Аварии, возложив на неё роль сборщика дани с многочисленных покорённых на Кавказе народов: «Изначально установившиеся мирные взаимоотношения между монголами и Аварией могут быть связаны и с исторической памятью монголов. Они, очевидно, имели информацию о воинственном Аварском каганате, сложившемся в IV в. на древней территории Монголии… Возможно, сознание единства прародины двух народов и определило лояльное отношение монголов к аварам, которых они могли воспринять как древних соплеменников, оказавшихся на Кавказе задолго до них… С покровительством монголов, очевидно, следует связывать и отмеченное в источниках резкое расширение границ государства, и развитие хозяйственной деятельности в Аварии… Об этом можно судить и из сообщений Хамдуллы Казвини, который отмечает о довольно обширных размерах Аварии в начале XIV в. (протяжённостью якобы в один месяц пути), объединявшей равнинные и горные районы».
При Суракате установился порядок престолонаследия, согласно которому на троне никто не имел право восседать, кроме его наследников по мужской и женской линии. В случае прекращения рода, престол должен был наследовать кто-то из русских, грузин или армян. То, что кто-то из русских это понятно, если версия о том, что по происхождению он был русским действительна. Но насчет армян и грузин, это для исследователей остается загадкой. Суракат стал главным врагом для Шейха Ахмада. Ахмаду удалось изгнать Сураката из Нуцальства. Сын Сураката, Байар, пытался вернуть трон, но получил отпор от Арабов. Лишь только его сын уже в пожилом возрасте вернул трон предков. благодаря Монголам.
Нуцалы Амир-Султан и его сын Саратан, участвовали в междоусобицах против Кайтагского уцмийства и Шамхальства в союзе с Ширваном.
Нашествие Тамерлана и его последствия
В 1395 г. Тимур обрушился на кумыков, живущих между Тереком и Сулаком. Затем, оросив кровью предгорные районы, Тимур двинулся в Аварию, которая оставалась союзницей враждебных Тимуру монголов. По сохранившейся легенде, все мужчины сел Гагатль и Анди современного Ботлихского района сражались до последнего. Оставшихся в живых Тимур растоптал копытами коней. Затем, вернувшись в Тарки, Тимур направился в сторону нынешнего Буйнакска. Там, где он остановился, впоследствии образовался населенный пункт Темир-Хан-Шура (ныне Буйнакск). Тимур мечом насаждал ислам и свою войну называл «войною с неверными за веру». Одно из трагических событий во время пребывания Тимура в Дагестане произошло у с. Ушкуджа (ныне Акуша). По преданию, «всех верующих убили мечом джихада, а из убитых сделали холмы и опустошили всю их область». Для отпора врагу и помощи защитникам Ушкуджа предпринимались попытки объединения сил местных правителей. Так, объединились Казикумыкский и Аварский ханы, но силы были неравные, и они после поражения вынуждены были пойти на поклон к Тимуру, за что получили ярлыки на правление в своих владениях.
После вторжения Тимура, Нуцальство вновь ослабло и попало под зависимость от Шамхальства, которому ежегодно платило по 700 овец и 700 мерок пшеницы и мачаров меда. При нуцале Ибрагиме, к середине XV века, удалось расширить свои владения на запад и на север до Андийского койсу, на юге нуцальство граничило с Келебским вольным обществом, на юго-востоке с Хиндалинским и Андалальским вольными обществами, на востоке с Кайтагским уцмийством. Дань платили все перечисленные вольные общества, а также Каралалинское, Койсобулинское и Гумбетовское. При Ибрагиме и Андунике, нуцальство перестает платить дань и становится независимым.
Согласно «Завещанию» нуцала Андуника, Нуцальству подвластны: Алигиличилал, Дженгутай, Гумбет, Анди, Харуссел, Бактлух, Хучада. Были осуществлены неудачные попытки контролировать Акуша-Дарго.
Борьба против угнетения
В конце XV века, аварский язык, становится языком (болмац) межэтнических отношений для всех западных и высокогорных мелких народностей, и этнических групп. Такой становится ситуация в этой части Дагестана по мере возрастания влияния Хунзахского нуцальства и падения влияния шамхалов в Дагестане. На западе к 1485 году они установили надежный контроль над Анди и Хизри, на востоке же шагнули дальше владений Алигиличилал, быстро освоив земли от Аймахинского прохода и Урмихинской речки до Акушинского притока Казикумухского койсу. По преданиям, с. Чуни было основано табунщиками нуцала из с. Сиух в XV веке, а нуцалы собирали подати до Акуши включительно. Когда ушло поколение людей, при которых установилось иго нуцалов, потомки их восстали. Одни предания называют руководителем восстания Айса-Мирзу, другие — Аминал-Баганда из Акуша. Войско нуцала было отеснено «за цудахарскую реку», поборы прератились.
В XV веке происходит повсеместное превращение прежней общинной знати в феодальных владетелей. Этому помогает очередная волна распространения ислама и газийских завоеваний. Такие перемены приводят к усилению феодального угнетения, в особенности на землях, недавно завоеванных феодалами. Княжеские династии, назначенные ими наместники, начальники газийских отрядов, оставшиеся в завоеванных землях как вассалы пославших их князей, — все они облагают население завоеванных земель податью, то есть заставляют ежегодно выплачивать определенное количество зерна и скот, а иногда ткань и мёд. Очень часто при завоевании феодалы отнимают у сельских общин их пастбища, целиком или частично. На отнятых землях феодалы заводят собственное скотоводческое хозяйство, за скотом ухаживают их военнопленные или их потомки, а иногда и сельчане завоеванных земель, которых феодал заставляет отрабатывать на него по несколько дней в году — это разновидность барщины. За всеми принужденными к постоянной выплате податей устанавливается название «раяты».
Доведенные до отчаяния непосильными поборами крестьяне выступали против своих угнетателей. Так в с. Аргвани кто-то из крестьян убил тамошнего местного правителя, родственника самого нуцала. Боясь мести феодалов, из Аргвани вместе с семьей этого крестьянина бежали ещё 8 семей его родственников. В поисках места для поселения эти «эргены» поступили на службу к шамхалам Кумуха. Шамхалы вели тогда борьбу с Нуцальством за долину реки Шкра-озень и, заселяя эти земли своими людьми и воинами, поселили здесь храбрых «эргенов». Но вскоре обострилось положение на Левашинском плато и акушинских землях: народное восстание вытеснило оттуда власть нуцалов. С феодальной точки зрения земли эти превратились в «ничьи», и шамхалы постарались прибрать их к своим рукам, чего они и добились. Одним из шагов к закреплению здесь их власти стала и переброска сюда «эргенов», которые основали с. Кутиша как опорный пункт против любых соперников Шамхальства. В конце XV века этими землями правил, как местный бек, Чупанилав (судя по имени, был сыном Чупан-Шамхала).
Дата изменения: 08.03.2021 20:10