Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Зайнаб Набиева

Родилась 21 декабря 1912 г. в  с. Гоцатль Хунзахского района. В 1935 году вступила в труппу Аварского театра в Хунзахе.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ:

Любовь Яровая (одноименная пьеса К. Тренева)
Беатриче («Слуга двух господ» Гольдони)
Феличе («Самодуры» К. Гольдони)
Эмилия («Отелло» В. Шекспира)
Танкабике («Ночь лунного затмения» М. Карима)
Кручинина («Без вины виноватые» А. Островского)
Кабаниха  («Гроза» А. Островского)
Нуцалай  («Аманат» А. Хачалова)
Танкабика («Ночи лунного затмения» М. Карима)
Ашакодо («Махмуд из Кахаб-Росо» М. Абасова)
Айханум («Суровые дни» Хуршилова)
Хадижат  («Горянка» Р. Гамзатова)
Гуарши («По горным дорогам» Даудова и Закарьяева)
Мать («Аманат»  А. Хачалова)
Патимат («Хочбар»)

РАБОТА В КИНО:

  • Нуржан «Тучи покидают небо»

НАГРАДЫ И ПРЕМИИ:

  • 1950 г. – Заслуженная  артистка ДАССР
  • 23 апреля 1960 г. - Народная артистка РСФСР.
  • Ордена  Трудового Красного Знамени.
  • Ушла из жизни в 1994 г.

Из плеяды первопроходцев

Ее жизнь, отданная родному театру, стала примером самоотверженного служения любимому делу. Все сценические образы З.Набиевой остались в памяти современников как яркие, незабываемые сильные личности, масштабные характеры.

Вспоминая талантливую артистку добрым словом, хочется поделиться своими впечатлениями от ее игры. Ее ценили, любили зрители тех лет, о ней восторженно отзывались маститые критики и коллеги.

Судьба Зайнаб Набиевой во многом схожа с судьбой тех, кому было суждено родиться в начале XX века, века великих потрясений и катаклизмов. Первая мировая война, Октябрьский переворот, Гражданская война, НЭП, голод и разруха, коллективизация, первые пятилетки, Великая Отечественная война.

С открытием Аварского театра в Хунзахе Зайнаб загорелась мечтой стать артисткой. С помощью и при активном содействии председателя сельсовета М. Устарова, несмотря на яростные сопротивления и угрозы дяди и родственников, Зайнаб решительно заявляет о своем желании работать в театре и отправляется из родного Гоцатля в Хунзах.

Театр делал первые робкие шаги. С первых же дней девушку включили в работу молодого коллектива. Еще долго ей вслед сыпались проклятия сельчан, но любовь Зайнаб к сцене была крепкой и непоколебимой. Уже в первых пробных, еще недостаточно выстроенных работах 3. Набиева пыталась найти основу каждого характера, найти то главное, вокруг чего выстраивался образ, разобраться в первопричине тех или иных поступков своих героинь. Не постепенно, а сразу окунулась молодая актриса в трудные будни актерской «кухни».

Одной из первых работ 3. Набиевой была роль престарелой матери в пьесе «Иса Андийский». Эта пьеса, написанная первым артистом и режиссером Аварского театра А. Магаевым по мотивам пьесы Б. Маллачиханова «Мастер», разоблачала лжелекаря, реально жившего в Андийском округе муллу, который выманивал у сельчан мзду за шарлатанские методы лечения и заговоры. Говорят, что после спектакля нечестивый мулла бегством спасся от насмешек сельчан, а престиж театра поднялся, к нему потянулись даже те, кто ранее обходил его стороной.

Без профессиональной подготовки, с начальным образованием она подбирала ключи к тайнам сценического мастерства. Наблюдательная, смышленая девушка шаг за шагом преодолевала трудности, постигала тонкости женских характеров, училась находить неповторимые черточки, подбирать штрихи к индивидуальным портретам женщин-горянок.

И вот совсем неожиданно для неопытной актрисы ей поручили сложнейшую роль Любови Яровой в одноименной пьесе К. Тренева. Совершенно другая стихия характера, незнакомая национальная среда, запутанные политические, идеологические и человеческие взаимоотношения. И опять на помощь приходят упорство, трудолюбие и огромная любовь к театру. Вдобавок ко всему ей помогал прекрасный театральный педагог и высококвалифицированный режиссер, молодой выпускник ГИТИСа Павел Васильевич Джапаридзе.

Если попытаться сформулировать сценическое амплуа 3. Набиевой, то она определенно принадлежала к характерным артисткам. Она лепила образы крупно, рисовала их жирными мазками. Удивительные способности, заложенные в ней природой, «вытаскивались» актрисой в работе, и она создавала как убедительные народные характеры, так и запоминающиеся, внушительные классические образы. Общая, объединяющая черта всех ее сценических героинь, независимо от социальной принадлежности, эпохи и возраста, это сильные личности, с мощным характером, со своим акцентом и интонацией, со своим отношением к людям.

По воспоминаниям современников и коллег, Зайнаб Набиева в жизни была замкнутой, немногословной, задумчивой. Видимо, нерадостное детство наложило свой отпечаток. Но за 40 лет работы в театре она создала сотни образов женщин разных судеб, непохожих биографий. «Она верна правде, воссоздавала ее на сцене театра крупно, емко, работая психологическим резцом, высекая рельефные, выпуклые образы, характеры»..., – писал о ней П. Джапаридзе.

А играла 3. Набиева и трагические, и драматические, и комические образы. Всех их перечислить невозможно. Назову только некоторых ее героинь: Феличе в «Самодурах» К. Гольдони, Эмилия в «Отелло» Шекспира, Танка-бике в «Ночи лунного затмения» М. Карима, Кручинина в «Без вины виноватых» А. Островского, Нуцалай в «Аманат» А. Качалова, Ашакодо в «Махмуд из Кахаб-Росо» М. Абасила, Кабанова в «Грозе» А. Островского. Это уже дает представление о ее актерских возможностях.

Московский критик В. Блок, выступая на обсуждении спектакля Аварского театра «Самодуры» К. Гольдони, отмечал: «Феличе - артистка 3. Набиева, ее работа - большая удача. Ей удается донести и ум, и обаяние, особенно в заключительных сценах, без назидания, без морали... В ней есть внутренний аристократизм».

Подлинного драматизма достигала она в образе Кручининой в спектакле «Без вины виноватые» А. Островского, над которым актриса работала с большим увлечением, с полной отдачей и ответственностью.

Интересные женские характеры создала 3. Набиева в спектакле «Горянка» Р. Гамзатова (Хадижат) и в спектакле «Махмуд из Кахаб-Росо» М. Абасила (Ашакодо).

По поводу ее игры в спектакле «Горянка» газета «Литература и жизнь» писала: «Мастерством и талантом отличается исполнение ролей артистами Б. Инусиловым (отец), 3. Набиевой (мать), А. Мамаевой (Асият)...».

Талант Зайнаб Набиевой был высоко оценен народом и правительством страны. Она удостоена звания народной артистки РСФСР, награждена орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За трудовую доблесть», почетными и благодарственными грамотами.

Зайнаб Набиевна Набиева из плеяды первопроходцев, заложивших крепкий фундамент национального театрального искусства и поднявших дагестанское сценическое искусство на высокий профессиональный уровень.


Источник: Дагестанская Правда