Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Касум Нажмудинов

Нажмудинов Касум Гусейнович — Лётчик, Заслуженный тренер СССР, Мастер спорта, Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации, Заслуженный работник культуры Дагестана, Награждён двумя Орденами Трудового Красного Знамени, Орденом «Знак Почёта», Золотой авиационной медалью Международной авиационной федерации (FAI), четырьмя премиями Госкомспорта СССР как лучший тренер года.

Касум Гусейнович в настоящее время старший тренер ФГУП НАК России им. Чкалова по самолётному спорту, директор филиала ФГУП НАК России авиационного центра «Борки». В 1960-80 годы Касум пребывал в гуще всего, что касалось авиации и космонавтики. У него прошли обучение по управлению летательными аппаратами, тренировке в экстремальном управлении сотни лётчиков. У него учились легендарные лётчики, асы высшего пилотажа — легендарный Владимир Мартемьянов, лётчик-космонавт Светлана Савицкая, Стяпас Артишкявичус, Александр Любарец, Светлана Капанина и многие другие.

Был включен в число первых кандидатов в космонавты, но был отсеян из отряда будущих космонавтов ещё до первого полёта человека в космос. Касум Гусенович в 74 лет прошёл диспансеризацию в высшей инстанции авиационной медицины — в Центральном госпитале гражданской авиации. Председатель экспертной комиссии вынуждена была признать: «Это первый случай, когда мы даём допуск к летной работе 74-летнему человеку!»


БИОГРАФИЯ

Касум родился 15 — го мая 1933 года в селе Гонох Дагестанской республики в семье сельских тружеников . В возрасте 12 лет Касум в небе над Хунзахом впервые в своей жизни увидел самолёт (на тот момент это был небольшой ПО-2) и в это время в его сердце зародилась детская мечта «Подняться в небо».

Востребованности в лётчиках не было, а приоритетными профессиями считались аграрии, врачи, педагоги — в некоторой мере это даже считалось почётным. Поэтому Касум поступил в Дагестанский сельскохозяйственный институт, но детская мечта его не покидала. Поэтому дождавшись призывного возраста сразу же явился на заседание призывной комиссии с просьбой записать его в лётную школу. Благодаря упорству и настойчивости прошёл медицинскую комиссию и был направлен в лётное училище под Полтавой. По окончании училища из набранной группы в 30 человек прошло всего 5 курсантов, в их числе был и Касум, впоследствии получил диплом с отличием и был направлен в истребительную авиацию в высшее военно-воздушное училище, которое тоже окончил с отличием — став военным лётчиком-истребителем. Начал служить в войсках ПВО Москвы.

Начало профессиональной карьеры совпало с реформами Хрущева. Во время сокращения авиации Касума перевели в Кострому, очень скоро он снова был переведён в Ярославль. Во время службы в Ярославле в 1959 году специальной комиссией приглашён на собеседование. По результатам собеседования Касуму предложили пройти подготовку к космическому полёту и стать командиром космического корабля. Два полковника, один — медслужбы, другой — КГБ, берут расписку о неразглашении беседы. Касум получил направление в Москву, где начал проходить тщательное медицинское обследование в центральном госпитале ВВС СССР. С подозрением на шумы в сердце, которые странным образом ни разу за всю карьеру лётчика небыли выявлены на многочисленных медицинских комиссиях отсеяли лётчика из отряда космонавтов, не успев включить в него. Затем пошли дальнейшие сокращения в ВВС, дошла очередь и до его части.

Отправился в Махачкалу. Военных лётчиков не брали тогда в транспортную авиацию, тем более лётчиков-истребителей, мол, они хулиганы в воздухе, будут пилотировать по-своему. Все же он устроился в Махачкалинский авиаотряд на АН-2. Эта работа была не ему по душе и тут поступило предложение работать в авиаклубе, там были и бомбардировщики, на которые требовались лётчики. Это было в 1961-62 годы. Так начал работать в Махачкалинском аэроклубе лётчиком-инструктором. Работал Командиром звена, затем пришлось заниматься подготовкой команды к соревнованиям в авиаспорте, сам стал принимать участие в этих соревнованиях, пригласили работать в учебном центре Ростова-на-Дону, вновь вернулся в махачкалинский аэроклуб ДОСААФ, где занялся тренерской работой. Вскоре начал принимать участие во всесоюзных соревнованиях, даже выигрывать их. Ещё тогда Касум и трое его учеников вошли в сборную СССР по авиаспорту. Поскольку ещё в армии он был тренером по офицерскому пятиборью, капитаном волейбольной команды — тогда ему предложили стать тренером сборной СССР.