По поводу присвоения ему этого прозвища критики разноречивы: некоторые объясняют, что этот почтенный Маслама в действительности имел также прозвище Абу-Муслим, под каковым он стал известен в этих странах, а некоторые пишут, что здесь ему с самого начала было, несомненно по ошибке, присвоено имя Абу-Муслим, которое так и сохранилось в предании. Во всяком случае, завоевателем Дагестана был этот почтенный Маслама бен Абдул-Мелик. Умер он в 739 году в Сирии в местности Хатун. Известный историк Ибн-Касир пишет, что упомянутый Маслама был великим полководцем, обладавшим совершенством, известным храбростью и равным почтенному Халиду бен Валиду, да будет к нему милостив Аллах. Если говорят, что помимо него другой Абу-Муслим является завоевателем, то это неверно, так как кроме него было два лица выступавших по имени Абу-Муслим, но ни один из них не мог в то время отправиться в Дагестан. А именно один - это тот Абу Муслим, который в 747 году, выступив из Хорасана, содействовал переходу власти от Омейядов к Аббасидам. Его походы ограничивались теми краями, а в Дагестан ни одного его похода не было. Другой же тот шейх Абу-Муслим, который в пятом веке Хиджры прибыл сюда с семьей из Аравии, занялся в Дагестане обучением религии и распространением шариата и под конец умер в Аварии в центральном селении Хунзах, где его могила стала известным местом. Как известно, в Хунзахе существует традиционно почитаемая могила Абу-Муслима, где в здании, возведенным над ней, хранятся сабля и халат. Сабля, приписываемая Абу-Муслиму, имеет слегка изогнутое лезвие длиной 90 см и шириной 4 см с канавкой посередине, а также ручку длиной 12 см. На лезвии вырезаны тамга и надпись, по-видимому, не позднее 14 века. Надпись эта читается с трудом по причине потертости, но все же на ней можно, видимо, разобрать следующее: "Сделал медник Мухаммад ал-Езди", то есть из иранского города Езд. Об этом святилище упоминает под 1828 г. Хрисанф: "в городе Хунзахе находится гробница кади Абу-Муслима", который согласно местной рукописной истории "ввел в том народе исповедание магометанское". Далее в "Хунзах наме" говорится, что после завоевания и исламизации Аваристана шейх Абу-Муслим двинулся на Тушетию, но на подходе к ней заболел, а затем умер и был похоронен в Хунзахе; в одной арабовязычной записи, найденной в сел. Рахата, говорится, что шейх Абу-Муслим был тяжело ранен в сражении, происшедшем около сел. Ансалта (Ботлихский район), и перед смертью завещал похоронить себя в Хунзахе. Известный кавказовед прошлого столетия А. Бакиханов писал, что шейх Абу-Муслим "жил с семейством своим в Дагестане" в 5 веке по хиджре (между 1009 и 1107 годами), в "Хунзахе показывают его могилу под каменным сводом", где "хранятся его сабля и верхняя одежда - халат". В уже упоминавшейся "Истории сел. Аргвани" сказано лишь то, что первый "имам" хунзахцев Абу-Муслим скончался в Хунзахе через тридцать лет после своего появления там. Что же касается "Тарих Дагестан", то в ней написано, что Абу-Муслим был первым "имамом" Хунзаха и там жe пребывал его внук, но где погребен названный шейх не говорится» Итак, наиболее вероятно, что в пределах конца 11 - начала 12 вв, скорее всего в период существования султаната иранских Сельджукидов, еще до разгрома кавказских мусульман Давидом Строителем (1120 – 1124), столица христианского Сарира Хунзах была захвачена пришедшим из Кумуха отрядом мусульман. Во главе его стоял воин и проповедник ислама Абу-Муслим, происходивший, возможно, от тех потомков Абу-Муслима Хорасани, которые осели в Южном Дагестане в 10 веке. Этот Абу-Муслим, ставший первым мусульманским правителем Хунзахского плато, выступал при этом еще и как религиозный вождь - имам. Он скончался на территории Аваристана и был погребен в Хунзахе.
Шейх Абу Муслим
Завоевателем Дагестана был Маслама бен Абдул Мелик. Однако, как пишет Гасан Эфенди Алкадари, по молве, распространенной среди мусульман, этому завоевателю присваивается имя Абу Муслима.