Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Прокуратура разъясняет

Может ли гражданин пользоваться записывающими устройствами (видеокамера, телефон, диктофон и.т.п) во время организации личного приема муниципальным служащим?

17.03.2022 17:34:00 | Просмотров: 184

Согласно в части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации граждан имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

Ограничения данного конституционного права гражданина предусмотрены рядом федеральных законов, в том числе Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне».

Пунктом 4 статьи 5 Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5485-1 «О государственной тайне» (далее - Закон о государственной тайне) установлено, что сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты, являются государственной тайной.

Согласно части 4 статьи 20 Закона «О государственной тайне» органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции.

Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях возлагается на их руководителей.

Таким образом, защита государственной тайны является видом основной деятельности органа государственной и муниципальной власти, предприятий, учреждений или организаций. 

По смыслу п. 7.1 ч. 1 и 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах сельских поселений относятся к вопросам местного значения муниципального района.

 Учитывая данные требования закона главой администрации МР «Хунзахский район» и отдельными должностными лицами (муниципальными служащими) осуществляется работа со сведениями, относящимися к государственной тайне.

Согласно пункту 3 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденного Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203, режимные объекты - это объекты, на которых ведутся работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и для функционирования которых установлены специальные меры безопасности. Основным признаком режимного объекта является необходимость соблюдения связанной с ним и его функционированием государственной тайны.

В силу изложенного, здания и сооружения, в которых располагаются государственные (муниципальные) служащие, имеющие допуск к государственной тайне и работающие с такими сведениями,  являются режимными объектами.

При таких обстоятельствах пользование записывающими устройствами (видеокамера, диктофон, телефон и.т.д) на территории органов государственной власти, предприятия, учреждения и организации обеспечивающих защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции, а также без согласия собеседника законом не предусмотрено.

Тем самым, в случае намерения использовать средства аудио видео-фиксации в ходе личного приема граждан в здании администрации района необходимо получить информированное согласие главы муниципального образования.

Такие же требования закон предъявляет и к вопросу о возможности аудио видео-фиксации, проводимой на территории других режимных объектов, к которым можно отнести: расположения воинских частей, здания и сооружения органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, прокуратуры, следственного комитета и.т.д.

Одновременно необходимо отметить, что разъяснения прокурора не являются официальным толкованием права. Такими полномочиями обладают только органы законодательной и исполнительной власти, принявшие соответствующие законоположения.

 

Заместитель прокурора Хунзахского района

советник юстиции

 

М.А. Исалмагомедов



Возврат к списку