Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Веротерпимость и этнотолерантность в Исламе

Веротерпимость и этнотолерантность в Исламе
24.02.2016 | Опубликовано в: Социальные | Просмотров: 1266

Отношение Ислама к представителям других религий или веротерпимость Ислама является одной из важнейших тем современности. Особенно она актуальна для России, где совместно проживают народы, исповедующие различные религии.

Религия является системой божественных принципов, которые призывают людей творить добро по собственному волеизъявлению. Среди религиозных принципов всегда можно найти такие основы, которые гарантируют человеку как духовное, так и материальное развитие, а следовательно, создают предпосылки как для земного счастья, так и для счастья в Вечной жизни.

Все небесные религии, предшествующие Исламу, были ниспосланы для определённых народов. Каждая из них по своей сути была национальной или же стала таковой позже. Ислам пришёл как религия для всего человечества, и Пророк Мухаммад (да благословит и приветствует его Аллах), согласно Священному Корану, является Посланником, направленным не только ко всему человечеству, но и к обитателям всех миров.

Ислам – это религия единобожия, которая в области мировоззрения, взглядов на жизнь и в социальной системе вменяет людям в обязанность поддерживать единство, братство, равенство каждого человека в основных правах, а также категорически отвергает размежевания между людьми по языковому, конфессиональному, расовому и семейно-родовому признакам.

Ислам, который привёл к одному знаменателю национальные религии, призывает всех людей жить вместе, свободно, под одним сводом законов. Ислам запретил любое проявление эгоизма, дикости, деспотизма, несправедливости и, по большому счёту, искоренил их.

Ислам, не проводя политических и социальных, моральных и материальных, конфессиональных, расовых и классовых разделений, объявил о том, что все люди являются достойными уважения, и определил человеку место выше всех остальных живых существ.

Благодаря высокому уважению, которым Ислам удостоил человека, мусульмане на протяжении всей истории несли и продолжают нести справедливость, свободу, веротерпимость и человеколюбие в тех обществах, с которыми они соприкасаются. По Исламу имущество, жизнь и честь другого человека, будь то даже неверный, являются неприкосновенными. Даже при наличии военного положения запрещено прикасаться к тем, кто непосредственно не участвует в военных действиях: женщинам, старикам и детям. Нельзя также ущемлять, попирать права индивидуума, даже если это и идёт на пользу всему обществу. Права отдельной личности также почитаемы и возвышенны, как и права всех людей вместе взятых.

Веротерпимость Ислама, как мы отмечали неоднократно, вынуждены признавать даже исследователи-немусульмане. В частности, швейцарский востоковед Адам Мец (1869–1917 гг.) пишет: «Наличие огромной массы иноверных составляет основное различие между мусульманской империей и средневековой Европой, полностью находящейся под сенью христианства…», «…жизнь покровительствуемых (т. е. христиан и иудеев. – С. Н.) была равноценна перед лицом закона с жизнью мусульманина», «…наиболее доходные места были заняты христианами и иудеями, сидевшими на них плотно и крепко». Говоря о веротерпимости в Арабском Халифате, Адам Мец отмечает, что она «…некая неизвестная в средневековой Европе».

Действительно, наглядным доказательством толерантности и проявления уважения к религиозным убеждениям других верований является сама история. Законодательной базой, регулирующей эти отношения, является Коран и Сунна Пророка (да благословит и приветствует его Аллах). Так, в первом договоре, заключённом с немусульманами Неджрана, который является для каждого мусульманина наглядным и ярким примером для подражания вплоть до Судного Дня, говорилось:

«Защита Аллаха и заступничество Пророка Мухаммада (да благословит и приветствует его Аллах) для народа Неджрана и находящихся в округе являются правом этих людей, а также это распространяется на их имущество, жизнь, сферу религиозных отношений и практику, на присутствующих из них и отсутствующих, на их семьи, молельни и их владения – большие или малые. Ни один епископ не будет принудительно отправлен за пределы служебного места, ни один священник не будет выселен за пределы церкви, где он совершает службу, ни один монах не может быть принуждён покинуть монастырь, в котором он живёт… Они не будут притеснять и чинить несправедливость и не будут притеснёнными. Никто из них не будет нести ответственность за преступление или правонарушение, совершённое другим».

Продолжение следует....



Возврат к списку